22 июня в очно-дистанционном формате прошел круглый стол на тему «Взаимодействие предприятий и профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан по развитию региональной модели наставничества в рамках проекта «Квалификация НАСТАВНИК».
Организаторами выступили Региональное агентство развития квалификаций РБ и Центр опережающей профессиональной подготовки РБ при поддержке Базового центра Национального агентства развития квалификаций и Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ.
В работе круглого стола приняли участие представители министерства семьи, труда и социальной защиты населения, министерства образования и науки, Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций и более 70 предприятий и профессиональных образовательных организаций республики.
Участники обсудили имеющийся положительный опыт и существующие проблемы по формированию наставничества на предприятиях и в профобразовательных организациях, а также формы взаимодействия с Национальным агентством развития квалификаций по данному направлению.
Модератором круглого стола выступила Ольга Одинокова, руководитель Регионального агентства развития квалификаций РБ. Она подчеркнула, что задача круглого стола — изучить, проанализировать всесторонне данный вопрос, систему подготовки наставников и их мотивацию, сопряжение требований работодателей с образовательными программами, чтобы внедрять и масштабировать успешные практики на предприятиях республики, так как повышение производительности труда и обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без изменения качества кадровой базы.
Министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова отметила, что наставничество — важная тема и связующее звено между образованием и работодателями независимо от видов экономической деятельности. С 2019 года в республике проводится конкурс «Лучший наставник», в котором за это время приняли участие более 100 экспертов из разных направлений экономики, включая бюджетную сферу. Но существуют проблемные моменты в институте наставничества, которые нужно решать. Необходимо стимулировать и обучать наставников для передачи своего опыта молодым специалистам. Для современной модели подготовки специалистов необходим конструктивный диалог между работодателями и профессиональными образовательными.
О формировании методического и кадрового обеспечения развития наставничества, в рамках данного проекта, рассказала Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Клинк предложила провести на республиканском уровне проектно-аналитическую сессию по формированию системы наставничества в регионе, что даст серьезный синергетический эффект для системы наставничества на любом уровне.
Заместитель директора Центра опережающей профессиональной подготовки РБ Ленар Халимов заметил, что тема наставничества имеет разные грани: внутри профессиональных образовательных организаций — студент-студент, преподаватель-студент, наставничество между образовательной организацией и работодателем — наставник для практиканта на предприятии, внутри предприятия — наставник для молодого специалиста. Он добавил, что в 2021 году целевая модель наставничества в рамках проекта «Национальная система квалификаций — КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ» внедрена в 96 профессиональных образовательных организациях.
Директор производственно-учебного центра ПАО «ОДК-УМПО» Людмила Берешева рассказала об опыте успешного внедрения наставничества, практике формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников. На предприятии есть учебный центр и реализуется проект «Создание производственно-учебного центра авиационного комплекса в госкорпорации «Ростех» на базе ПАО «ОДК-УМПО», который предусматривает дуальное обучение, включая систему наставничества. Учебный центр трансформировал этот институт наставничества, в котором определил четырехступенчатую модель, разработал функционал и категории наставников. Программу обучения прошли более 1000 человек. В 2019 году 100 мастеров-наставников обучались в Германии по дуальной системе, адаптированной по профстандартам. Все наставники поощряются. Практика формирования и поэтапного развития профессиональных компетенций будущих и действующих работников «ОДК-УМПО» вошла в федеральную базу данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке и повышению квалификаций персонала. Сегодня она применяется крупнейшими госкорпорациями и высокотехнологичными предприятиями.
Как выстроена модель наставничества между образовательной организацией и работодателем рассказала заместитель директора Башкирского колледжа сварочно-монтажного и промышленного производства Марина Люциус. Она привела пример многолетнего сотрудничества с АО «Востокнефтезаводмонтаж».
Участники круглого стола узнали о проведении в республике конкурса «Лучшие практики наставничества среди предприятий — участников национального проекта "Производительность труда" в Республике Башкортостан», организатором которого является Минэкономразвития и инвестполитики РБ.
В завершение круглого стола замминистра образования и науки РБ Инесса Косолапова, отметила, что система профессионального образования должна соответствовать запросам экономики в регионе. Это важно для решения вопросов подготовки кадров. И если на крупных предприятиях этот вопрос решается, то необходимо обратить внимание на малые и средние предприятия, их взаимодействие с профобразовательными организациями для подготовки востребованных, квалифицированных специалистов.
Подводя итоги круглого стола, модератор Ольга Одинокова отметила, что наставничество на рабочем месте и в образовании — это взаимовыгодное сотрудничество, инструмент развития кадрового потенциала. Наставничество на предприятии помогает новым сотрудникам легче и быстрее пройти адаптационный период, сократить квалификационные разрывы и текучесть кадров, снизить затраты на обучение сотрудников, увеличить производительность труда, повысить корпоративную культуру, а в сотрудничестве с профобразовательными организациями — получать мультиквалифицированных специалистов. У нас в регионе система наставничества только набирает обороты, и сегодняшняя встреча позволит расширить взаимодействие между профессиональными образовательными организациями и предприятиями, а также масштабировать институт наставничества на предприятиях республики.
Все участники круглого стола поддержали предложение Ольги Клинк о проведении осенью этого года проектно-аналитической сессии по формированию системы наставничества на региональном уровне.