Новости Регионального агенства развития квалификаций РБ

Национальная система квалификаций: время ставит амбициозные задачи

В конце февраля 2022 г. власти США, стран ЕС и некоторых других государств ввели в отношении России очередной пакет санкций, что спровоцировало массовый уход из страны зарубежных компаний и реструктуризацию рынка. О ключевых аспектах государственной политики в сфере подготовки квалифицированных кадров для предприятий в условиях экономических ограничений, об основных тенденциях в сфере развития человеческого капитала, направленных на поддержку отечественного бизнеса, о новых проектах в области профессионального образования рассказывает заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (АНО «НАРК») Алла Факторович.

— Расскажите о государственной политике в сфере профессионального образования. Насколько она соответствует запросам бизнеса?
— И в среднем профессиональном, и в высшем образовании сегодня запущены амбициозные проекты, основанные на сотрудничестве бизнеса и государства.
Так, в октябре прошлого года Правительством РФ утвержден перечень инициатив социально-экономического развития. Важная инициатива в перечне — Профессионалитет». Это ответ на острый кадровый дефицит, который остается одной из ключевых проблем для многих отраслей. Цель проекта — приблизить среднее профессиональное образование к потребностям работодателей, сделать его максимально практикоориентированным, способным быстро реагировать на изменяющиеся запросы рынка труда.

За счет создания образовательно-производственных кластеров бизнес будет вовлечен в управление колледжами. У работодателей появится возможность влиять на требования к результатам, содержанию образовательных программ, участвовать в процедуре оценки квалификации выпускников, проводить обучение студентов на производственных площадках.

Запуск проекта намечен на 1 сентября 2022 г. В этом году ожидается участие в нем предприятий атомной промышленности, железнодорожного транспорта, металлургии, машиностроения, сельского хозяйства, легкой промышленности, химической и фармацевтической отраслей. Но уже сейчас формируется список отраслей, которые присоединятся к проекту в 2023 г.

Приоритеты в развитии высшего образования заданы Программой стратегического академического лидерства. Она направлена на повышение вклада вузов в решение ключевых национальных задач. Прежде всего программа должна обеспечить качественную подготовку востребованных кадров для научно-технологического и инновационного развития отраслей и регионов. Если в основе «Профессионалитета» лежит идея образовательно-производственных кластеров, то ядро Программы стратегического академического лидерства — консорциумы. Их основное назначение — стать связующим звеном между промышленностью, прикладной наукой, вузовской и академической средой.
Консорциум объединяет вузы, научные организации и предприятия реального сектора экономики для выполнения приоритетных научно-технологических проектов. Та­кой подход позволяет интегрировать научно-исследовательский, технологический, образовательный потенциал, обеспечивает коммерциализацию результатов исследовательской деятельности, подготовку высококвалифицированных специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность со студенческой скамьи.

— Какие механизмы помогут обеспечить соответствие квалификаций выпускников ожиданиям работодателей?
— Сегодня действует несколько механизмов, позволяющих транслировать сигналы рынка труда системе образования и переводить требования работодателей в содержание обучения.

Во-первых, это профессиональные стандарты, в которых приведена отвечающая современным реалиям характеристика квалификации. Благодаря последним изменениям в законодательстве об образовании положения профессиональных стандартов отражаются не в содержании образовательных стандартов, а сразу в содержании образовательных программ. Это значительно ускоряет реакцию профессионального образования на перемены на рынке труда.

Во-вторых, действует очень эффективный механизм оценки качества образовательной программы, ее способности подготовить выпускников в соответствии с требованиями работодателей. Это профессионально-общественная аккредитация. Организацию ее проведения обеспечивают советы по профессиональным квалификациям.

И наконец, соответствие квалификации обучающихся требованиям профессиональных стандартов можно проверить через процедуру независимой оценки квалификации (НОК), которая подразумевает оценку качества подготовки студентов со стороны работодателей. Она делает выпускников более конкурентоспособными, сокращает период адаптации на рабочем месте, подтверждает, что они не только успешно учились, но и готовы к самостоятельной профессиональной деятельности.

Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям и регионами внедряется модель совмещения независимой и государственной оценки квалификации, а в ряде случаев и промежуточной аттестации студентов среднего профессионального образования (СПО). Молодые люди получают возможность сдать свой первый профессиональный экзамен бесплатно. Уже около 5 тыс. учащихся колледжей приняли участие в совмещенной процедуре, 46% из них сдали экзамен успешно и получили свидетельство о квалификации.

В 2022 г. такое совмещение будет доступно не только студентам СПО, но и студентам вузов.

— Насколько активно участвует АНО «НАРК» в исследованиях, разработках и новых проектах в сфере профессионального образования и систем квалификаций?

— В этом году более 30 вузов станут участниками пилотного проекта по проведению независимых профессиональных экзаменов, присоединятся к совмещенной процедуре НОК и государственной итоговой аттестации. Этот проект Национальное агентство реализует совместно с Минобрнауки России, Рособрнадзором, со­ветами по профессиональным квалификациям. В 2022 г. в него вошли вузы, в которых действуют программы в области педагогики, строительства, сельского хозяйства, связи и коммуникаций, информационных технологий, электроэнергетики и др.

В проекте «Профессионалитет» также предусмотрено проведение демонстрационного экзамена с применением НОК. Его форма будет зависеть от «якорного» работодателя, но многие уже сделали выбор в пользу НОК.

В 2021 г. Национальное агентство заключило соглашение с АНО «Россия — страна возможностей» и стало Центром оценки компетеций, который будет обеспечивать оценку и развитие надпрофессиональных компетенций у студентов СПО. Речь идет об универсальных навыках, востребованных в профессиональной деятельности, в которых очень заинтересованы работодатели. Для того чтобы выявить такие компетенции, АНО «НАРК» провела исследование более 6,5 млн вакансий и резюме. К ним относятся работа с информацией, работа в команде, решение проблем и принятие решений, самоорганизация.

Мы разработали Рамку общих компетенций, которая позволила структурировать их описания и соотнести с уровнями квалификаций. Это обеспечивает преемственность в формировании компетенций на разных уровнях образования и этапах профессиональной биографии.

Еще один проект АНО «НАРК», который в современных условиях приобретает особую актуальность, — «Кадры для высоко­технологичного предприятия». Участие в нем помогает работодателям точно и четко формулировать и реализовывать свой заказ на кадры, используя информационный ресурс «Конструктор квалификаций». Этот ресурс содержит уникальную базу данных трудовых функций, действий, знаний, умений, из которых, как из деталей, предприятие формирует описания рабочих мест, определяет квалификационные разрывы, планирует актуальные и перспективные потребности в кадрах, составляет заказ на подготовку и повышение квалификации персонала. В текущей ситуации конструктор поможет быстро подобрать вариант переподготовки для людей, находящихся под угрозой увольнения, предложить квалификацию, наиболее близкую прежней.

Также Национальное агентство в настоящий момент формирует дизайн нескольких новых проектов — по обеспечению кадров для радиоэлектронной промышленности, по созданию инновационных технологических кластеров с участием университетов и др.

— С какими вызовами сталкивается система профессионального образования в ходе четвертой промышленной революции? Какие возможности открывает цифровизация для развития компетенций?

— В 2020 г. Национальное агентство разработало и апробировало методику формирования рейтинга цифровой трансформации колледжей. Она обеспечи­вает выявление лучших практик и формирование системной аналитической основы для развития механизмов цифровой трансформации колледжей, позволяет оценивать ее стратегию, открытость электронной образовательной среды, цифровизацию образовательного процесса и сервисы поддержки педагогов.

Апробация методики показала, что в колледжах идут процессы цифровизации, но говорить о трансформации образовательного процесса под влиянием «цифры» пока преждевременно. Есть локальные кейсы, но системная перезагрузка образовательного процесса еще не наступила.

Цифровизацию связывают с на­ращиванием материально-технической базы. Внедрение цифровой повестки сводится к адаптации новых инструментов под существующую структуру организации — например, используют онлайн-курсы.

К сожалению, методики преподавания пока остаются в основном традиционными, мало применяются формы обучения (персонализация, включенное оценивание, геймификация, смешанное обучение), которые несет в себе цифровизация. Процессы цифровой транс-формации в первую очередь связаны с изменениями самих моделей взаимодействия субъектов внутри колледжей и с внешней средой. Это как раз и составляет основную сложность, с которой сталкиваются колледжи. Преимущества цифровой трансформации очевидны, но пока недостает методических компетенций, чтобы использовать их в полной мере.

— Не потеряли ли в текущей ситуации актуальность действующие профессиональные стандарты?

— Профессиональные стандарты — это современный инструмент описания квалификации. На настоящий момент разработано около 1,5 тыс. таких стандартов. По данным Всероссийского научно-исследовательского института труда, обеспеченность работников про­фессиональными стандартами составляет около 80% (учитывая профессионально-квалификационную структуру занятых). Важно, что данные стандарты отражают консолидированную позицию работодателей. Они описывают актуальное состояние профессиональной деятельности, меняются под влиянием изменений на рынке труда, модернизации квалификаций, появления новых профессий и квалификаций.

Для того чтобы ускорить актуализацию действующих и разработку новых профессиональных стандартов, сейчас активно используются цифровые инструменты, в частности большие данные, искусствен­ный интеллект. Это позволяет вовремя отслеживать тенденции и с опережением начинать подготовку специалистов с нужными квалификациями.

— На какой стадии в России находится формирование независимой системы оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций?

— Сегодня в нашей стране создана правовая, методическая, организационная основа для развития независимой оценки квалификации. Действует уже 42 совета по профессиональным квалификациям.

Советы по профессиональным квалификациям охватывают практически все сферы профессиональной деятельности. В регионах работает более 1600 площадок, где можно сдать профессиональный экзамен, разработаны оценочные средства для почти 1500 квалификаций. В ряде отраслей оценка квалификации стала обязательной, в частности в лифтовой отрасли, в области сварки, в сфере градостроительной и проектировочной деятельности.

Постепенно тенденция будет распространяться на все сегменты, связанные с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан или нанесения, значительного ущерба организациям, окружающей среде.

— Расскажите о планах агентства на ближайшую перспективу.

— Наряду с уже названными приоритетными проектами под влиянием внешних вызовов АНО «НАРК» планирует в 2022—2023 гг. развивать следующие направления:
  •  обеспечение ускоренной переподготовки работников, высвобождающихся в результате структурных изменений в экономике;
  •  развитие механизмов мониторинга рынка труда, реализуемого Национальным агентством и советами по профессиональным квалификациям, использование его результатов при подготовке предложений о распределении контрольных цифр приема в вузах и СПО, определение оптимальных направлений переобучения безработных для выявления потребности в разработке и актуализации профстандартов и квалификаций;
  •  масштабирование лучших прак-тик обучения молодежи проектированию карьеры, в т.ч. через расширение образовательной программы для СПО по планированию профессиональной траектории и формированию компетенций в сфере планирования карьеры;
  •  содействие внедрению современных механизмов оценки компетенций персонала в увязке с механизмами непрерывного образования, ускоренной профессиональной адаптации новых сотрудников, развитием практики наставничества.

Источник: https://ria-stk.ru