Согласно исследованию, проведенному hh.ru, компании, в которых работают возрастные сотрудники, отмечают ряд преимуществ. Так, 69 процентов респондентов сообщили, что среди работников старше 45 лет невысокая текучесть. Примерно 67 процентов опрошенных ценят знания и опыт, 47 процентов отмечают широкий круг связей, 44 процента говорят о более скромных зарплатных ожиданиях, 38 процентов видят в возрастных сотрудниках наставников, 29 - считают, что такие сотрудники добиваются целей, 9 процентов ценят их за авторитет.
"В 2019 году вакансий с длительным стажем на hh.ru было 115 тысяч, в 2020 году - 118 тысяч, за 8 месяцев 2022 - уже 126 тысяч", - рассказала руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.
Как показал опрос hh.ru, сотрудники пенсионного возраста есть у 59 процентов компаний, предпенсионного возраста - у 57 процентов.
"Обучить новому старших и опытных сотрудников легче, чем молодых научить ответственности и отношению к работе как к важному делу, - уверена доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина. - Ставка на "старичков" может повысить выручку до 25 процентов. Для компании важен не возраст, а уровень зрелости сотрудника".
Вокруг пожилых людей ходит немало мифов. Самые распространенные - о том, что возрастные сотрудники более медленные, дольше запоминают новую информацию, труднее осваивают новые технологии. Однако наука этого не подтверждает. Например, исследование ученых из Гарвардской медицинской школы, опубликованное в журнале The Journal of Neuroscience, показало, что мозг многих здоровых пожилых людей более продуктивен.
В преподавании, медицине, науке пожилому человеку склонны доверять больше. В сферах деятельности, где важна экспертная оценка, между солидным возрастом и уровнем компетенций зачастую ставится знак равенства. "Есть отрасли, например, тяжелая промышленность, ВПК, госсектор, в которых во главе угла накопление экспертизы, и тут важно сохранение преемственности и технологий", - полагает директор по персоналу КРОС Дмитрий Дударев.
Эксперты считают, что пожилые люди играют еще одну важную роль - обеспечивают преемственность поколений. Именно поэтому сегодня многие компании стали развивать институт наставничества, где пожилые сотрудники курируют новичков, помогают адаптироваться в компании. Наставники или менторы распространены в западной корпоративной культуре. Похожее было и в советское время, когда руководителем вновь прибывших на предприятие молодых специалистов назначался пожилой сотрудник - временно.
Там, где важна экспертная оценка, между возрастом и компетентностью ставят равенство
"Чтобы избежать эффекта "поколенческого разрыва", важно выстраивать корпоративную культуру взаимного профессионального обогащения сотрудников разных возрастов", - отмечает Дмитрий Дударев.
Источник: Российская газета